АРТЕРИАЛЬНАЯ ПАТОЛОГИЯ

Обширный опыт специалистов нашего центра позволяет успешно решать проблемы больных с артериальной патологией (сосудистая хирургия). Пациенты получают у нас амбулаторную помощь, включая услуги дневного стационара. При необходимости стационарного хирургического лечения пациенты направляются в соответствующие учреждения, где специалисты нашего центра проведут оперативное лечение.

К нам приходят со всем спектром артериальных заболеваний. Подавляющее большинство обращений- это атеросклеротическое поражение артерий нижних конечностей с хронической артериальной недостаточностью(ХАН).

Атеросклероз — хроническое заболевание артерий, возникающее вследствие нарушения липидного обмена и сопровождающееся отложением холестерина и некоторых фракций липопротеидов в интиме сосудов в виде атероматозных бляшек. Последующее разрастание в них соединительной ткани (склероз) и кальциноз стенки сосуда приводят к деформации и сужению просвета вплоть до обтурации («закупорки»).

Характерно преимущественное поражение определенных артериальных бассейнов. От этого зависит и клиническая картина заболевания. Поражение коронарных артерий постепенно приводит к коронарной недостаточности, проявляющейся ишемической болезнью сердца. Атеросклероз церебральных артерий вызывает либо преходящие нарушения мозгового кровообращения, либо инсульты. Поражение артерий конечностей — причина перемежающейся хромоты и сухой гангрены. Атеросклероз брыжеечных артерий ведет к ишемии и инфаркту кишечника (мезентериальный тромбоз). Поражение почечных артерий является причиной развития вазоренальной гипертензии.

Атеросклероз артерий нижних конечностей

Это атеросклеротическое поражение артерий нижних конечностей, приводящее к  недостаточности  кровообращения(ишемии) тканей конечности-хронической артериальной недостаточности. Больше подвержены заболеванию мужчины.

Пациентов беспокоят боли в икроножных мышцах при ходьбе на определенное расстояние. По мере прогрессирования атеросклероза это расстояние уменьшается, появляется чувство онемения и похолодания стоп. Раннее обращение к специалисту является залогом более эффективного лечения. В запущенных случаях, когда ишемия становится критической, у пациентов появляются постоянные боли в конечности, покраснение стопы. При отсутствии лечения развиваются некротические изменения тканей стопы либо голени. Далее они прогрессируют в гангрену, что грозит потерей конечности.

При появлении вышеуказанных жалоб пациенту необходимо обратиться к сосудистому хирургу для обследования и решения вопроса о тактике лечения.
Во время клинического осмотра врач оценит состояние кожных покровов конечностей, обращая внимание на сухость, шелушение, отсутствие волосяного покрова, наличие участков некроза мягких тканей стоп и трофических язв. Проведет сравнительную оценку температуры кожных покровов и определит пульсацию артерий нижних конечностей. Обычно на пораженной конечности пульсация ослаблена или отсутствует, температура снижена по сравнению со здоровой конечностью.
"Золотым стандартом" в диагностике заболевания  является ультразвуковое триплексное сканирование(УЗТС) артерий нижних конечностей.

На начальных стадиях заболевания с целью недопущения усугубления степени ишемии проводится консервативное лечение. Специалистами нашего центра назначаются различные схемы медикаментозной терапии с учетом индивидуальных особенностей и сопутствующей патологии пациента. При уменьшении дистанции безболевой ходьбы менее 200 метров и появлении болей в конечностях в покое показано оперативное лечение - восстановление проходимости сосудов при помощи синтетического протеза или баллонного расширения с последующим стентированием суженного участка. Для прохождения хирургического лечения пациенты направляются в соответствующие стационары.

Хроническая артериальная недостаточность

Хроническая артериальная недостаточность(ХАН) развивается из-за уменьшения притока крови в нижние конечности по причине сужения или закрытия просвета артерий. В подавляющем большинстве случаев причиной развития ХАН является  атеросклероз артерий нижних конечностей. Другими заболеваниями, приводящими к поражению сосудов нижних конечностей, являются облитерирующий тромбангиит, неспецифический аортоартериит, посттравматическая и постэмболическая окклюзия. Факторами, способствующими прогрессированию ХАН нижних конечностей, являются: курение, ожирение, малоподвижной образ жизни, сахарный диабет, нарушение ритма сердца, наличие приобретенных пороков сердца, артериальная гипертензия и пр. Нарушение кровоснабжения конечности влечет за собой нарушение её функции.

Различают 4 стадии хронической артериальной недостаточности нижних конечностей (по А.В.Покровскому):

I  стадия – появление симптома «перемежающейся хромоты» (ощущение сжимающей боли при ходьбе, проходящее после недлительной остановки) при ходьбе обычным шагом более 1 км.

II А стадия - появление "перемежающейся хромоты" при ходьбе более 200 метров

II Б стадия - появление "перемежающейся хромоты" при ходьбе менее 200 метров

III стадия - появление "перемежающейся хромоты" при ходьбе менее 25 метров или боли в покое

IV стадия - развитие язвенно-некротических изменений мягких тканей

Основным инструментальным методом диагностики хронической артериальной недостаточности нижних конечностей является ультразвуковое триплексное сканирование(УЗТС), позволяющее определить состояние просвета артерии, её стенок, скорость и направление кровотока. При необходимости применяют рентгеноконтрастную ангиографию.

Лечение важно начать как можно раньше. Применяют препараты, направленные на нормализацию липидного обмена, вязкости и текучести крови, сосудорасширяющие лекарственные средства, антикоагулянты и др. Консервативная терапия таких пациентов должна проводиться постоянно. Необходимы курсы инфузионной терапии в амбулаторных условиях. При третьей и четвертой стадиях ХАН, в иногда при II Б стадии, показано оперативное лечение.

Очень важны мероприятия по изменению образа жизни пациента: отказ от курения, соблюдение гипохолестериновой диеты, снижение веса. При наличии сопутствующей патологии (сердечная недостаточность, артериальная гипертензия, сахарный диабет) необходима полноценная компенсация данных заболеваний.

Острая артериальная недостаточность

Острая артериальная недостаточность – внезапное ухудшение или прекращение артериального кровотока конечностей из-за эмболии, тромбоза, травмы или спазма артерии.
Спазм – временное сужение, развивающееся в артериях в ответ на травму (ушибы, переломы, пункция и катетеризация).
Тромбоз – внезапное образование сгустка крови в участке сосудистого русла. Острым артериальным тромбозом мужчины страдают чаще, чем женщины. Пик заболеваемости приходится на возрастную группу от 40 до 60 лет.
Эмболия – попадание в сосудистое русло "постороннего тела", принесенного током крови и приводящего к закупорке сосуда. Обычно эмболами являются фрагменты организованного тромба, скопления жира или газа. Эмболия периферических артерий встречается в 2 раза чаще у женщин, чем у мужчин, так как последние меньше болеют ревматизмом. Эмболия может развиться в любом возрасте, но чаще возникает после 50 лет. Основными эмбологенными заболеваниями являются: острый инфаркт миокарда, аневризма сердца, аорты и ее крупных ветвей, пороки сердца (врожденные и ревматические), септический эндокардит, опухоли легких и др.

Клинически острая артериальная непроходимость проявляется внезапной болью, чувством онемения или похолодания в пораженной конечности, изменением цвета кожи и нарушением активных движений.

Возможность сохранения конечности и жизни больных с подобной проблемой напрямую зависит от сроков восстановления кровообращения.

Лечение должно проводиться в специализированных стационарах. На догоспитальном этапе важно исключить любые местные согревающие или охлаждающие средства (компрессы, лед и т.д.). Основным методом лечения является хирургический.
Профилактика артериальных тромбозов и эмболий сводится, в основном, к коррекции образа жизни и лечению основного заболевания.

Возврат к списку услуг >